С тех пор, как был налажен промышленный выпуск автомобилей. Машины заполонили города, по всему миру остро встал вопрос парковки. Еще недавно все пользовались конными экипажами. И вдруг появилось чудо техники – быстрое, удобное.
Первыми нехватку парковочных мест для транспорта ощутили деловые районы мировых столиц. Проблема не могла исчезнуть сама собой и требовала решительных действий.
Вопрос с временной парковкой был урегулирован с помощью установки паркоматов, а вопрос долговременной парковки долгое время решали, используя опустевшие за ненадобностью конюшни. Однако урегулировать ситуацию это не помогло. Вот тогда и было принято решение о создании многоэтажных паркингов.
Первый многоуровневый паркинг был построен в центральной части Лондона компанией City & Suburban Electric Carriage Company в мае 1901 года. Это было семиэтажное здание на сто машино-мест. Автомобили на нужный этаж поднимали электрическим лифтом, где они самостоятельно занимали свободное парковочное место. Востребованность паркинга превзошла все ожидания. City & Suburban Electric Carriage Company на следующий год построила две подобных стоянки: одна – на 230 и вторая – на 200 автомобилей.
Вслед за англичанами в 1907 году первый многоуровневый, но уже автоматизированный паркинг строят в Париже французы. Проект разработал архитектор Перре Огюст. Здание было настолько удачным и популярным, что просуществовало до 1970 года. Автомобили сразу помещались на парковочное место с помощью специальных лифтов.
Аналогичные многоуровневые стоянки широко используются по сей день в городах с ограниченным свободным пространством. Они экономят полезную площадь населенного пункта, оказывают минимальное воздействие на экологическую обстановку, не требуют дополнительной вентиляции.
Даже когда поставленная задача решена, человек ищет альтернативные решения. В Барселоне в 1910 г. в доме Мила архитектор Антони Гауди предложил сделать стоянку под землей и воплотил свою идею в жизнь. Сегодня дом Мила включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Воодушевленные нестандартным решением Гауди, американские архитекторы в 1964 г. спроектировали и воплотили в жизнь двухуровневую подземную парковку. Она расположилась под корпусами Калифорнийского университета и уже более полувека эффективно функционирует.
Как неудивительно, но позже всех из наиболее развитых стран начала XX века, последними с нехваткой парковочных мест столкнулись США. Первая многоуровневая парковка там появилась только в 1918 в Чикаго как пристройка к отелю La Salle. Просуществовала до 2005 г. и пережила сам отель на 29 лет.
Местом первой автоматической многоуровневой парковки стал Нью-Йорк. Ее построили в 1928 году. Здание было высотой в 25 этажей и вмещало 1000 машин. Отличительной особенностью этой парковки была система перемещения машин: от въезда до лифта на этажах. Это делало специальное сцепное устройство.
В 1951 в Вашингтоне была оборудована полностью автоматическая парковка. Она не требовала участия человека, на парковку или подачу авто уходило 15 секунд.
Актуальность многоуровневых парковок растет с каждым годом. С учетом новых строительных технологий и механического оснащения процесс их возведения и обслуживания упростился. Это позволит сделать наши дворы уютными, просторными и безопасными.